Зачем Мирзиёев летит в Азербайджан: перспективы развития отношений

Директор Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики Фархад Мамедов рассказывает о том, чего ждать от визита.

В феврале этого года стало известно об официальном визите президента Узбекистана в Азербайджан. Версий о потенциале этой поездки и интересе Узбекистана к Кавказу было не так уж и много. Политолог Рафаэль Саттаров пообщался с директором Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики Фархадом Мамедовым о перспективах сотрудничества.


Citizen: В конце мая ожидается встреча президента Узбекистана с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Планируется обсуждение широкого круга вопросов. В этой связи хотели бы узнать, какие перспективы имеются для развития азербайджано-узбекских отношений?

Фархад Мамедов: Взаимоотношения Азербайджана и Узбекистана были заложены национальным лидером Азербайджана Гейдаром Алиевым и Исламом Каримовым еще в начале 90-х годов. Наряду с форматом СНГ в 90-е годы проводились саммиты глав тюркоязычных государств, а также первый формат ГУУАМ, где у наших государств были тесные связи. После выхода Узбекистана из ГУУАМ и реализации политики неучастия в блоковых форматах отношения носили сугубо двусторонний характер. Нас связывают совместное историческое прошлое, язык, религия, гуманитарные связи. У Узбекистана принципиальная позиция по армяно-азербайджанскому нагорно-карабахскому конфликту и ясная поддержка территориальной целостности Азербайджана.

С избранием в Узбекистане президента Мирзиёева мы наблюдаем активизацию усилий по развитию регионального периметра взаимоотношений. Азербайджан и Узбекистан — государства без выхода на мировой океан. Положение Узбекистана осложнено и тем, что, если Азербайджану требуется для выхода территория одного государства, для Узбекистана это два государства. Таким образом, если наши государства стремятся к экономическому развитию, то следует налаживать добрососедские отношения и формировать инфраструктуру для выхода на мировой рынок.

Ильхам Алиев и Шавкат Мирзиёев общались несколько раз, идет подготовка к визиту президента Узбекистана в Азербайджан. Традиционно в Узбекистане работали азербайджанские предприниматели, и наличие транспортно-логистической инфраструктуры придаст импульс расширению экономического сотрудничества. Узбекистан ежегодно экспортирует на различные рынки продукцию объемом более десяти миллионов тонн, которая может пройти и по транспортной ветке через Азербайджан. Не случайно, что премьер-министр Узбекистана принимал участие в открытии железной дороги Баку—Тбилиси—Карс в прошлом году. 

Наряду с экономической сферой важно формирование платформы для постоянного политического диалога и консультаций. Регион Центральной Азии интересен Азербайджану в контексте безопасности, экономического взаимодействия, транспортной составляющей и углубления связей с тюркоязычным миром.

Политическая воля руководителей наших стран и приоритетное значение развития экономики дают основания полагать, что в скором времени мы станем свидетелями высокого уровня политического диалога, увеличения торгового оборота и взаимных инвестиций.


C.: На ваш взгляд, какие существующие фоновые проблемы негативно влияют на двусторонние отношения?

Ф.М.: Главной проблемой в двусторонних отношениях было отсутствие транспортной инфраструктуры. На протяжении двух десятилетий Каспий был водоразделом, когда страны его западного побережья выстроили основные инфраструктурные проекты на Запад, а на восточном побережье многие проекты осуществлялись в восточном направлении. На сегодня Азербайджан смог наладить взаимовыгодное сотрудничество с Казахстаном и Туркменистаном, что делает регион Центральной Азии ближе к Южному Кавказу.

С другой стороны, на протяжении определенного времени внутренняя интеграция Центральноазиатского региона была не на высоком уровне. Однако появились инициативы президентов Казахстана и Узбекистана по проведению саммитов стран региона, постепенное решение вопросов по государственным границам, увеличение товарооборота между государствами, строительство автомобильных и железных дорог. В общем, идет формирование условий для взаимозависимого и взаимовыгодного сотрудничества, что открывает новые возможности для выходов и в соседние регионы, которыми являются Южный Кавказ, в частности, Азербайджан.


С.: В ноябре прошлого года президент Узбекистана объявил о создании Фонда развития оборонно-промышленного комплекса. Как известно, Азербайджан уже имеет свое оборонно-промышленное производство. Как вы думаете, возможно ли обмениваться опытом и наладить военно-техническое сотрудничество между Азербайджаном и Узбекистаном?

Ф.М.: Военно-техническое сотрудничество очень важно для наших стран. Азербайджан с самого начала независимости столкнулся с оккупацией территории со стороны Армении. Узбекистан же в 90-е был вынужден вести борьбу с вооруженными террористами на границе с Афганистаном. Усиление армий — жизненная необходимость в современном мире для укрепления независимости и обеспечения безопасности государства. Как Азербайджан, так и Узбекистан — не члены военно-политических блоков, и поэтому у нас нет возможности приобретать вооружение в привилегированном статусе. Азербайджан начал выпуск своей военной продукции, было создано министерство оборонной промышленности.

В условиях глобальной и региональной нестабильности, нарастания угрозы сепаратизма и терроризма, а также определенного технологического отставания нашим государствам следует налаживать сотрудничество в военно-технической сфере. В ноябре 2017 года министр обороны Узбекистана находился с визитом в Азербайджане, наряду с официальными встречами с президентом и министром обороны Азербайджана он ознакомился с продукцией военного назначения, а также процессом строительства армии в Азербайджане. Потенциал для развития военно-технического сотрудничества между нашими странами есть, и, думаю, что во время визитов руководителей наших стран эта тема будет обсуждаться. 

Поделитесь с друзьями