За что платить «Водоканалу»: Как Ферганская долина решила вопрос с водой

На примере регионов рассказываем, как обстоят дела с подачей воды и как жители справляются с работой государства.

Вода — жизненно необходимый ресурс, и потому она бесплатна. Даже за долги по оплате услуг Энергосбыта, Райгаза и Теплоэнергосети могут отключить подачу услуги, но только не питьевую воду. Никто не вправе брать деньги с людей за воду, несмотря на то, что это недра государства.


«Горводоканал», или «Сувсоз» берет оплату за обслуживание систем водообеспечения. В нее входят расходы на ремонт водопроводов, насосные станции, электроэнергию и оплату труда персонала, обслуживающего сеть водопровода. Стоимость 1 кубического метра воды (1 тонна) варьируется в разных регионах страны в небольших пределах — от 300 до 700 сумов. Эта сумма не покрывает всех расходов, потому их компенсируют частично за счет стоимости услуг канализации и государственных средств.

Естественная монополия, которую представляла организация, обеспечивалась низкой ценой на услуги водоснабжения. При такой стоимости за кубометр ни одна организация не способна конкурировать. Но тут появился прецедент.


Как обстоят дела с водой в регионах

Так сложилось, что около 5 000 кишлаков Узбекистана не имеют доступа к чистой питьевой воде. В этих районах уже много поколений пьют воду из саев, набирают ее и хранят в хаузах. Как следствие, люди страдают от кишечных заболеваний, гепатита и других болезней. В конце 1990-х годов Швейцарский фонд запустил пилотный проект в Кыргызстане по обеспечению отдаленных сельских районов качественной питьевой водой. Проект хорошо показал себя в приграничных районах Узбекистана и, волею случая, получил свое продолжение в Ферганской долине.

С 2004 по 2013 год в Андижанской и Ферганской областях шла активная работа по строительству отдельных систем водоснабжения. Сначала это были обычные водные колонки на улицах кишлаков. А позже стали доводить воду уже до домов. В общей сложности 22 поселка получили питьевую воду высокого качества, а в Узбекистане появилось 22 организации, предоставляющие воду населению наравне с ГУП «Сувсоз». Правда, цена на воду значительно выше, чем предлагает государственный поставщик, и варьируется в районе 3 000 сумов за кубометр. 

Но эта цифра меркнет на фоне тех затрат, которые приходилось делать жителям, заказывая доставку воды на машине или потребляя ее из местных водоемов. Проект был продлен до 2018 года, но в этом году не получил продолжения.


Как они смогли конкурировать с государственным поставщиком?

Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству попыталось внедрить опыт децентрализованного водоснабжения. Все просто: вода — бесплатный ресурс, если использовать его не в коммерческих целях.

В сельских районах строят водонапорные башни, бурят скважины и устанавливают глубинные насосы, которые качают воду в систему очистки. Всем этим хозяйством управляют местные жители, которых выбрали сельчане. Создается некоммерческая негосударственная общественная организация, которая занимается социальными вопросами жизнеобеспечения. Короче говоря, предоставляет воду не в коммерческих целях, а в рамках социальной поддержки населения районов, где нет централизованного водопровода.

Такие организации не только освобождены от налогов, но также лишены бюрократической волокиты. Не нужно большого штата. Достаточно директора, бухгалтера и инженера по обслуживанию системы. Из всего оборудования самые большие затраты на импортный насос, который поставляется из Дании. Все остальное строится из местных материалов. 

Стоимость услуги водоснабжения заведомо выше государственной. Складывается она из расчета протяженности трубопровода, средних расходов на обслуживание системы, оплату электроэнергии для работы насоса, строительство водонапорной башни, очистных сооружений, задвижек. Расчет на то, что в течение 10 лет система полностью окупит затраты, а накопленная сумма будет достаточной для расширения системы или приобретения нового насоса, строительства башни и т. д. И никаких налогов и иных государственных выплат. Это общественная организация, занимающаяся социальной помощью населению.


У проекта, конечно, были сложности

Люди, привыкшие годами пользоваться низкокачественной водой, не сразу оказались готовы платить за качество и доступность. Приходилось подготавливать население поселков к тому, что так будет лучше, легче, надежнее и безопаснее как для самих людей, так и для их будущего. Спустя время стало проще. На фоне готовых проектов набралась статистика. Качество воды контролирует Санэпидемнадзор. Местные больницы фиксируют снижение случаев инфекционных заболеваний.

Так пилотный проект Ферганской долины получил негласное одобрение народа. Сегодня полноценно работают 22 социальных объекта водообеспечения. Вся система — это не просто насос и трубопровод. Целый комплекс по добыче, очистке и хранению воды, система трубопровода до центральных улиц, а в некоторых селах и прямо во двор. Люди, получившие качественную воду, знают ей цену. Потому этой водой никто не станет поливать огород или мыть машину. Несмотря на это, постоянно проводятся разъяснительные работы по пользованию водой. Люди понимают, что это их будущее, в которое они инвестируют уже сейчас, пользуясь качественной водой.

Второй сложностью было желание «Сувсоза» взять систему под свой контроль. После внедрения системы в поселке Укчи Дашт «Сувсоз» пыталось перевести систему ОПВ на баланс «Водоканала» и поставлять жителям поселка добытую ими же воду, тем самым лишив систему прозрачности и возможности самоуправления. В другом поселке Бюро принудительного исполнения сняло деньги со счета ОПВ под предлогом больших долгов за электроэнергию. В 2006 году представители РЭС не давали жителям разрешения на установку купленного ими трансформатора.


Возможно, «Сувсоз» никому и не нужен?

Следующим этапом запланирована более масштабная работа в Сырдарьинской области. Более крупные объекты водоснабжения смогут охватить уже не один поселок, а сразу несколько. Это очень удобно в тех районах, где источников воды мало. К примеру, станция может качать воду из Сырдарьи в Джизак или другую область поблизости. Для нормального учета воды уже внедряются водомерные счетчики.

Команда Швейцарского бюро осваивает процедуры очистки сточных вод и вскоре сможет оказывать населению абсолютно все виды услуг «Сувсоза». Таким образом, на горизонте появился здоровый конкурент государственному монополисту. Сложно судить, как будут развиваться у них отношения на рынке, ведь 22 села на фоне 5 000 — это не так много. Но цель Швейцарского бюро — показать людям, что они могут сами построить такую систему, смогут управлять ею, оплатить кредиты, которые возьмут для реализации проектов в других регионах. На это уйдет не один год, но результаты видны уже сейчас.

Поделитесь с друзьями