Кредит доверия: Почему люди хотят лечиться в других странах

И почему мы не доверяем местной медицине.

В последние годы медицинский туризм становится популярнее, потому что все больше людей считают, что за рубежом лечат лучше. А если зарубежная медицина приедет сама, людям не придется тратить огромные деньги на проживание, переводчиков и перелеты, да и родные всегда будут рядом. К тому же, наши специалисты смогут перенять зарубежный опыт оказания услуг больным.

Citizen поговорил с Шахнозой Якубовой — руководителем отдела маркетинга, медицинского центра Akfa Medline о том, как снова завоевать доверие людей к местной медицине.

Как вернуть опытных врачей

Задолго до открытия клиники мы изучили рынок медицинских услуг, чтобы выяснить, почему люди ездят лечиться заграницу. И вывели три причины: недоверие к местным врачам, низкий уровень оснащения больниц и качество ухода за больными.

Недоверие к местной медицине появилось из-за того, что много хороших специалистов переехали в другие страны. В свое время они, возможно, остались бы в Узбекистане, если бы не старые больницы и устаревшее оборудование — в таких условиях сложно полностью раскрыть свой потенциал.

Сейчас по программе президента мы возвращаем специалистов, которые 10—20 лет жили и работали за границей. Важно предложить им различные льготы в виде жилья и соответствующей зарплаты, чтобы они не чувствовали разницу в уровне жизни, и тогда у них будет смысл вернуться.

Знакомство с современным оборудованием

Даже если в страну вернутся хорошие специалисты, мало больниц оснащено таким же продвинутым оборудованием, как за рубежом. К примеру, в Израиле все больницы, как государственные, так и частные, оснащены техникой на очень высоком уровне, и, соответственно, у человека, решившего лечиться там, изначально больше доверия к медицине.

Когда мы пригласили врачей из Индии, они поставили условие: мы будем у вас оперировать и практиковать лечение, только если вы оборудуете операционные по последнему слову техники, вплоть до иголок. Потому что оборудование, которым пользуется большинство местных больниц, по современным меркам морально устарело.

Поэтому наша вторая цель — завезти самое современное оборудование, соответствующее мировым стандартам. Когда мы набирали врачей, то столкнулись с проблемой: практически никто не был знаком с современным оборудованием. Даже специалисты по УЗИ с большим стажем работы не сразу сориентировались, как им пользоваться. Поэтому каждый врач прошел обучение у специалистов из Германии, которые привезли и настроили это оборудование.

Какую роль играет качество сервиса

В Индии проводят операции самого высокого уровня, и лечиться туда приезжает множество жителей стран СНГ, но реабилитацию после операции проходят у себя на родине. Но качество этой реабилитации зачастую оставляет желать лучшего, что плохо отражается на лечении в целом.

Поэтому желательно проходить реабилитацию там же, где делали операцию. Для этого приглашенные врачи приезжают со своими медсестрами, которые ухаживают за больными после операции так же, как они ухаживали бы в Индии. Мы со своей стороны должны собрать грамотный и вежливый персонал, который сможет перенять опыт у зарубежных коллег.

Качество сервиса играет большую роль в привлечении иностранцев из ближнего зарубежья. Ведь если сервис в клинике на высоком уровне, то больной может спокойно прилететь на лечение один, и родным не нужно будет целыми днями находиться рядом. Например, людям из Казахстана удобнее лечиться у нас, чем лететь в дальнее зарубежье. Из Алма-аты есть прямые поезда, а билет на самолет в оба конца стоит $200. Несмотря на уровень развития Казахстана, их жители также мало доверяют своим врачам, и у них считается престижно, если в клинике работает врач из Ташкента. Со слов Казахстанцев, около 70 процентов людей ездят лечиться в Узбекистан. 

И, помимо местного населения, важно привлекать внимание жителей соседних стран, которые ездят лечиться в более развитые страны.