Что не так с постановлением, которое отменило монополию «Автотеста»

Разбираем документ, ищем объективные плюсы, минусы и недочеты.

23 февраля Абдулла А��ипов подписал постановление Кабинета Министров, которое отменило искусственную монополию OOO Avtotest Report. Саму монополию прошлой осенью также создал Кабмин: всех водителей, которые управляют автомобилями юридических лиц, обязали раз в два года проходить в «Автотесте» повышение квалификации.

Новое постановление даже шире — оно отменило несколько преференций «Автотеста», созданных еще в 2015 году. Но с ним все равно что-то не так. Поэтому «Ситизен» пересказывает всю историю и разбирается с новым документом, отмечая его плюсы, минусы и недочеты.


Все началось с того, что «Автотест» стал единственной независимой частной компанией, которая может обучать вождению. До 2010 года в Узбекистане работали частные автошколы. Затем вышло постановление Кабмина, которое, ссылаясь на указ президента, запретило их. По этому постановлению учить и переквалифицировать водителей могли только государственные автошколы, «Ватанпарвар», «Тошшахартрансхизмат», ассоциация «Transkasb» и Добровольное общество автомотолюбителей.

Ситуация изменилась в 2015 году. Тогда к списку государственных предприятий добавилась единственная отдельная частная компания — OOO Avtotest Report, связанная с нынешним пресс-секретарем Шавката Мирзиёева Комилом Алламжоновым. Право обучать людей получили и другие частные компании, которые на 51 процент принадлежат «Автотесту».


──────────


В сентябре прошлого года вышло еще одно постановление Кабмина, которое подняло много шума. Если коротко, то это постановление ввело две вещи. Во-первых, оно обязало всех водителей машин, закрепленных за юридическими лицами, раз в два года проходить повышение квалификации. Во-вторых, «исключительное право» на такую переквалификацию предоставили OOO Avtotest Report, а на сертификатах расположили логотип компании. Получилось так, что под эти правила попадали все сотрудники таксопарков и даже водители городских автобусов Ташкента. «Тошшахартрансхизмат» — юридическое лицо, у него есть свои возможности обучать водителей, но «исключительное право» все равно оставалось за «Автотестом».

Сейчас в Национальной базе данных законодательства Узбекистана есть только новая, измененная версия этого постановления. Однако старая версия сохранилась в кэше поисковых систем. Изменения должны были вступить в силу в середине 2018 года.


──────────


Через месяц Anhor.uz выпустил большую статью, разобрав новое постановление. В материале «Avtotest. Только бизнес, ничего личного?», ссылаясь на законодательство о конкуренции, издание вывело мысль: своим постановлением правительство искусственно создает монополию, причем для частной компании.

«Автотест» подал в Генеральную прокуратуру жалобу на «Анхор», об этом писали многие СМИ, а затем отозвал ее, сообщив, что поддерживает свободу слова и критический анализ. В своем письме компания указала, что редакция «Анхора» «своеобразно толкует законодательство» и делает «однобокие выводы».

После этого в некоторых СМИ на правах рекламы выходили материалы, поддерживающие «Автотест». Но к середине зимы ситуация изменилась.

Сначала группа депутатов Законодательной палаты сделала депутатский запрос в Кабмин. Затем Минюст разрабатывал поправки к НПА, а Торгово-промышленная палата признала, что новые правила противоречат законодательству о конкуренции и могут оказаться слишком дорогими для юридических лиц. При этом Uz24 (издание также связано с Алламжоновым) сообщало, что Минюст и ТПП участвовали в проекте изначального постановления.


──────────


23 февраля Абдулла Арипов подписал новое постановление Кабмина, которое отменило все «исключительные права» OOO Avtotest report. От этого постановления изменилось не только сентябрьское постановление, но и два прошлых — 2010 и 2015 годов.

В результате «Автотест» остался простой крупной компанией. А право обучать людей вождению получили любые частные независимые автошколы, у которых есть лицензия.

Кроме того, квалификацию теперь должны повышать обычные граждане, которых по каким-то причинам лишили водительских прав.

Новое постановление отменило монополию, но не отменило требование, по которому водители юрлиц должны каждые два года проходить повышение квалификации. В сентябрьском постановлении Кабинет Министров указывал, что большинство ДТП происходит с участием водителей юридических лиц. «Газета.уз» запросила у МВД подтверждение этой информации, но оказалось, что доля ДТП с такими водителями — всего 9,5 процента от общего количества.

1 марта на заседании Международного пресс-клуба выяснилось, что позиция государства о большем количестве ДТП изменилась. Пресс-секретарь ГУБДД не смог ответить, почему в первом постановлении использовал слово большинство. Однако он сказал, что повышение квалификации поможет водителям юрлиц быть примером для остальных водителей, и что «с кого-то надо начинать». При этом государство до сих пор не разработало четкую программу, чтобы снижать смертность на дорогах.


──────────


Возможно, многие смогут вполне законно обойти повышение квалификации. По февральскому постановлению, повышать квалификацию должны все водители машин, закрепленных за юрлицами. Но есть исключение. Его сделали для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ездят по договорам краткосрочной аренды.

Скорее всего, этот пункт добавили, чтобы у будущего сервиса аренды машин Rent-Car не было проблем. Но, с другой стороны, этим способом смогут пользоваться и все остальные.


──────────


Возможно, частным автошколам будет трудно получить лицензию. Постановление определило несколько требований, которые эти школы обязаны соблюдать. Так, например, у них должны быть электронные учебники с видео, а все экзамены на повышение квалификации должны проходить по единым электронным тестам «с анимационными эффектами». Все частные автошколы должны будут использовать «автоматизированную информационную систему, позволяющую осуществлять мониторинг и планирование обучения, направленную на повышение успеваемости».

Технологии, которые подходят под описание, пока есть только у «Автотеста».


──────────


Не ясно, как инновационное обучение поможет уменьшить количество ДТП. На дорогах есть другие проблемы, которые вряд ли можно решить видеороликами и анимированными тестами. Например, плохая дорожная инфраструктура, отсутствие разметки или разделители, за которыми не видно пешеходов. Многие водители и пешеходы, знакомые с правилами дорожного движения, часто их нарушают. Скоро пешеходов все-таки начнут штрафовать за такие нарушения.


──────────


Мнение:

Иззат Шукуров

директор Newmax Technologies

Думаю, суть здесь абсолютно не в монополии, а в абсурдности самого документа и новых правил. Очень круто, что власти услышали народ и поменяли требования. Молодцы! Теперь любой предприниматель может вложить определенное количество денег и сделать школу покруче, чем «Автотест».

Но меня очень огорчает, что бизнесу выкручивают руки. Во-первых, где факт того, что во всем виноваты юридические лица? Во-вторых, авто, оформленные на юрлиц, водят те же люди, которые водят свои авто.

Думаю, что мотив у новых правил другой. Сегодня, если вы владеете транспортом как физическое лицо, чтобы посадить за руль своего брата, свата, папу или маму, нужно делать доверенность. Она стоит определенных денег. Юридические лица делали доверенность от фирмы или путевые листы на сотрудников и не платили деньги через нотариусов. Мне кажется, цель законопроекта — получить взносы. Для меня это выглядит как конкретное выкручивание рук бизнесу. И это абсолютно не сочетается с курсом правительства.

Во всем цивилизованном мире, кстати, доверенность на авто уже давно не нужна. Теперь говорят, что тем, кто берет авто в краткосрочную аренду, не нужно проходить это псевдоповышение квалификации. Следовательно, открывается лазейка. Все будут поголовно клепать договора аренды.

Да и вообще, это нелогично. Есть водители, у которых по 5-10 лет не было даже самых простых нарушений. Зачем им проходить повышение квалификации каждые два года? Почему нельзя повышение проводить для злостных нарушителей? Я читал, что в Германии есть Idiottentest: если ты повторяешь одно и то же нарушение определенное количество раз, сдаешь тест на идиота.

А если говорить о безопасности движения на дорогах, уже существует множество инструментов, позволяющих обеспечить эту безопасность. Например, есть системы анализа больших массивов данных, которые собирают данные с систем трекинга авто и мобильных телефонов в обезличенном виде и предсказывают возможные риски. 

Надо реально работать над эффективностью УБДД и повышением безопасности движения на дорогах. Но не путем выкручивания рук предпринимателям. Иначе это все выглядит как побирательство.

Поделитесь с друзьями