Кому принадлежит небо Узбекистана

И можно ли здесь купить частный самолет.

Многие думают, что в Узбекистане только одна авиакомпания. Из-за этого считается, что государство запрещает открывать частные пассажирские авиакомпании. Считается также, что у нас невозможно купить частный самолет. На деле в Узбекистане работает четыре авиакомпании, правда, гражданскими перевозками занимается только одна. А вот купить свой самолет можно, но тут есть несколько нюансов.

Представители Госавианадзора объяснили «Ситизену», почему у нас нет частных самолетов и как летать по небу Узбекистана. 

Как регулируют воздушное пространство

Воздушное пространство — это часть территории страны с теми же границами, что и на земле, но они начинаются от поверхности и заканчиваются на высоте 30 км. Министерство обороны регулирует его в двух сферах, гражданской и военной, но в основном им пользуется гражданская авиация.

Существуют две системы полетов: разрешительная и уведомительная. Для примера возьмем Россию. В 2010 году там перешли на уведомительную систему, благодаря этому передвигаться на частном самолете стало возможным практически как на личном автомобиле — сел и полетел. При уведомительной системе достаточно сообщить в соответствующие органы о полете в неконтролируемой зоне и на разрешенной высоте, которая своя в каждом регионе России. Им пришлось перейти на уведомительную систему из-за большого количества частных воздушных судов: на тот момент их было зарегистрировано более 1500, а также из-за 300 аэродромов по всей стране.

В Узбекистане обратная ситуация. Такого количества частных воздушных судов и аэродромов, как в России, у нас нет. И здесь действует разрешительная система, при которой воздушным судам можно летать только после разрешения Минобороны по общим расписаниям и графикам полетов. Хотя, возможно, обладай Узбекистан уведомительной системой, у нас было бы гораздо больше судов, аэродромов и, может быть, компаний. 

Разрешение минобороны касается и иностранных воздушных судов с соответствующими сертификатами и разрешениями. Для сравнения: если к автомобилистам применить те же правила, то каждый раз перед выездом нужно будет сообщать в УБДД свой маршрут и пункт назначения.

Почему в Узбекистане так мало частных самолетов?

У нас нет закона или решения правительства, запрещающего покупать частные самолеты или открывать частные авиакомпании. Поэтому официально можно купить самолет, получить необходимые сертификаты и разрешения и летать на нем. Но есть несколько «но»: помимо высокой цены, его очень дорого эксплуатировать. Также нужно платить за обслуживание, навигацию, метеообеспечение, откуда-то взлетать и куда-то садиться. Самолет нельзя припарковать рядом с домом, поэтому он должен базироваться на одном из 11 аэродромов Узбекистана, и платить там нужно за любое движение, а также за стоянку. Последнее отчасти обусловлено безопасностью: самолет без присмотра могут угнать и использовать в любых целях.

Чуть проще обстоят дела с вертолетами — им не нужна взлетно-посадочная полоса, достаточно вертолетной площадки, которую можно найти и в городе. Но проблемы те же — дороговизна самого аппарата, обслуживание, навигация и стоянка на аэродроме.

Как открыть частную авиакомпанию?

В Узбекистане работает четыре авиакомпании: O’zbekiston Havo Yo’llari — для перевозки пассажиров, Silk Road Cargo Business — для грузовых перевозок, Agro Parvoz — для сельскохозяйственных работ и САР — для проведения специальных авиационных работ. Для примера, в России на данный момент работает около 300 авиакомпаний, до ужесточения требований их было 500. Многие из них открылись в момент распада СССР, тогда технику купили буквально за копейки и открыли частные авиакомпании.

Сначала по закону можно было купить один самолет и зарегистрировать авиакомпанию, но с появлением большого количества новых авиакомпаний требования ужесточили, и постепенно минимальное количество самолетов дошло до 10. Пока объема работы хватало, все расширялись, но конкуренция, ужесточение требований и укрепление таких гигантов, как «Аэрофлот» потихоньку сделали свое дело.


Наши требования для молодых авиакомпаний намного проще, чем в России. Человек может купить или взять в аренду даже один самолет, пройти необходимые процедуры регистрации и открыть свою авиакомпанию. НАК сейчас продает несколько самолетов ИЛ-76ТД, цена самого дешевого на данный момент — 1,4 млн долларов США. Желающих купить практически нет, отчасти потому, что содержание авиакомпании — очень затратное и сложное дело.

***

Возможно, однажды Узбекистан перейдет на уведомительную систему полетов, отказавшись от постоянных разрешений Министерства обороны. И, возможно, тогда в стране появится конкурентоспособный, открытый и развитый авиарынок. Будет ли это так, покажет время.

Поделитесь с друзьями