Почему все хотят поступить в вузы

И что не так с мотивацией абитуриентов.

Поступление в вуз — важное и значимое событие для любого узбекского абитуриента. И не только для него, но и для всей его семьи, друзей и близких. Такая привилегия доступна лишь одному из десяти — в прошлом году вузы страны приняли более 66 тысяч человек, при том, что поступить хотели 730 тысяч.

Абитуриенты настолько сильно хотят поступить в вузы, что иногда пробуют делать это годами, а ситуативный стресс и напряжение становятся психологическими проблемами. Но почему это происходит? 

Психолог Ахмад Собитов рассказывает, что такое мотивация, почему многие молодые люди стремятся поступить в вуз и как это связано с общественным мнением.

Что такое мотивация

Для начала стоит разобраться, что такое мотивация. Еще в середине ХХ века некоторые исследователи писали, что мотивация — это опредмеченная потребность. То есть мотивированный человек стремится удовлетворить некую потребность через определенный предмет или действие. Звучит немного непонятно, но это можно объяснить.

Простыми словами, мотивация всегда имеет какое-то содержание в виде предмета и всегда направлена на удовлетворение определенной потребности. Таким образом, мотивация побуждает к действию. Например, если человек хочет пить — это потребность, а покупка воды — это уже содержание.

Содержание мотивации всегда формируется исходя из социальных представлений, ценностей, норм или умозаключений. Допустим, потребность останется той же — утолить жажду. Но содержание будет меняться в зависимости от того, что происходит в голове у определенного человека. Кто-то купит в магазине бутылку воды, кто-то наполнит кружку водой из-под крана, а кто-то в самом крайнем случае может пойти на кражу. 

Мотивация для высшего образования

Как и в случае с водой, мотивация абитуриентов имеет свои содержание и потребность. С содержанием все понятно — это само поступление в вуз и диплом, который окажется на руках через четыре года. Теперь поговорим о потребностях.

Какие потребности удовлетворяет поступление? Во-первых, это потребность в комфорте. Считается, что после вуза, с высшим образованием человек сразу устроится на работу, а в жизни появится стабильность. Во-вторых, это познавательная потребность. Она встречается реже, но вполне имеет место. Если кто-то, например, с детства хотел стать математиком, то он идет в вуз на это направление.

Ну и, в-третьих, — социальная потребность, которая в нашем обществе играет довольно значимую роль. Человек поступает в вуз, потому что так сделали все остальные. Человек переживает, что подумают соседи и друзья. Человек боится, что родители отреагируют плохо. Социальная потребность особенно актуальна в странах с коллективистской культурой и привилегированным востребованным образованием. Про востребованность образования все понятно — когда на одно место метят сразу 10 человек, видно, что оно довольно востребованное. А с коллективистской культурой стоит разобраться подробнее.

Есть два типа культуры: индивидуалистская и коллективистская. Первая ориентирована на индивида — общество состоит из совокупности индивидов и не может без них существовать, потому что каждая отдельная личность способна двигать общество вперед. Вторая ориентирована на конкретную социальную группу — человек становится частью общества, и общество в целом может влиять на каждого конкретного человека.

В коллективистской культуре значимым рычагом становятся социальные нормы — традиции и обычаи, как, например, уважение к старшим. На первый план выходят именно социальные представления о жизни, а личные умозаключения каждого конкретного человека становятся менее значимыми. Например, если участник коллективистской культуры не видит смысла поступать в вуз, но его общество делает высшее образование чем-то очень важным, этот человек все равно будет пытаться поступить. Чтобы не идти против общества. 

Стассия Ким

Психолог-консультант

Иногда абитуриентов спрашивают, зачем им высшее образование. Самые стандартные и частые ответы — это «чтобы устроиться на хорошую работу», «чтобы получить диплом», «чтобы не подвести родителей» и «чтобы быть как все».

Как можно заметить, очень мало абитуриентов при поступлении ориентируются на знания или конкретную профессию.

Очевидно, что социальные представления чаще всего ориентированы на сам факт обучения, нежели на навыки, которые дает образование. У людей есть устоявшиеся представления об образовании: к сожалению, большинство видит в нем только формальное или социальное преимущество.

Как итог, абитуриенты Узбекистана в основном мотивированы через две потребности: социальную и в меньшей степени — через потребность к комфорту.

Что не так с этими представлениями?

Таким образом, мы можем проследить логику: при поступлении мотивация очень часто искажается социальными представлениями об образовании. Это меняет не только смысл обучения, но и в принципе весь процесс от поступления до выпуска. Проще говоря, становится куда важнее просто получить диплом, чем что-то узнавать, учиться и экспериментировать.

Возможно, это следствие взаимосвязи высокого спроса на образование и устоявшейся в стране и обществе культуры.   

Как это влияет на систему

Чистая цель образования — выращивать специалистов и исследователей. Но учеба, направленная только на диплом, и учеба, направленная на профессию, сильно отличаются друг от друга.

Если первый вариант перевешивает, система начинает меняться и становится однобокой. В ней остается привилегированность — поступить все равно тяжело, — и она не развивается в качестве, потому что сам процесс учебы мало кому интересен. Также это способствует росту коррупции не только при поступлении, но и потом: ведь для того, чтобы получить диплом, нужно просто хорошо закрыть все предметы. 


──────────

Источники:

Андреева Г.М. : «Социальная психология» 2005 г.

Леонтьев Д. А. : « Деятельность. Сознание. Личность» 2005 г.

Московиси С.: «Социальная психология» 2006 г.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. : «Психология» 2007 г.

Стефаненко Т. Г. : «Этнопсихология» 2008 г.

Поделитесь с друзьями