Почему в Узбекистане несколько министерств образования

И насколько эта система эффективна.

Недавно мы сделали обзор системы образования. Но там не было акцента на местной особенности: ступени образования страны подчиняются трем разным министерствам, которые работают самостоятельно и практически не взаимодействуют друг с другом.

«Ситизен» изучил историю образования Узбекистана за последние десятилетия, чтобы понять, откуда взялась разделенная система и насколько полезна она сейчас.

Государственной политикой в образовании управляет Кабмин, но разными ступенями руководят три разные организации. Детскими садами занимается Министерство дошкольного образования, школами, включая недавно открытые 10-е и 11-е классы — Министерство народного образования, а колледжи, лицеи и вузы относятся к Министерству высшего и среднего специального образования.

Так было почти всегда. Причем не только в современной истории страны, но и с тех пор, как Узбекистан вошел в состав Советского Союза и обзавелся своими границами.

Система образования СССР была сложной и запутанной. Она очень часто менялась, разные образовательные функции переходили из одного ведомства в другое, но дольше всего продержался порядок, при котором дошкольное и школьное образование относилось к одному министерству, а высшее — к другому.

──────────


Образование делили из-за государственной политики и идеологии. Официальная и единственная идеология того времени — коммунизм или что-то близкое к нему, а одна из основ коммунизма — это труд. Труд в коммунизме становится не обязанностью человека, а потребностью, которую воспитывали с детства, и поэтому в законе об основах народного образования СССР ярко заметна идеологическая составляющая.

Начальное образование должно было воспитывать в детях приверженность идеям коммунизма и любовь к труду. В школах вводили уроки трудовой дисциплины, школьники собирали металлолом. Людей, получающих высшее образование, законы больше направляли в знания. Если в союзном законе идеологическое воспитание школьников занимает шесть строчек, то о воспитании студентов написали всего две. 

Так как у разных направлений образования были разные идеологические задачи, их можно было разделить между несколькими министерствами. В разных министерствах могли работать разные люди с разным подходом. Это выглядело логично.

Но к середине 80-х, с перестройкой, государственная политика СССР стала меняться. В 1988 году появился единый Государственный комитет по народному образованию, который объединил функции всех прошлых ведомств.

──────────


Переходный период для Узбекистана был запутанным. Как и для всех остальных. Советский Союз рассыпался в 1991 году, а так как образование подчинялось единственному управляющему органу, в бывших странах-участницах оно оказалось в подвешенном состоянии.

Первым документом об образовании, который приняли в Узбекистане после независимости, стал Указ «О департизации органов государственной власти и управления и системы народного образования республики». Его приняли 17 сентября 1991 года. Указ запрещал создавать в школах, вузах и любых госорганизациях отделения политических партий и партийные организации. Исчезли пионеры и комсомольцы.

8 декабря 1991 года появилось СНГ, а 10 декабря Гособразование СССР расформировали. Сначала на его основе попытались создать Межгосударственный совет по образованию, который бы координировал образовательные учреждения стран — участниц СНГ, но он проработал всего 16 дней.

Узбекистан вошел в СНГ только в январе 1992 года, а значит, с 10 декабря образование в Узбекистане формально не было привязано ни к кому. Только 30 декабря отдельным постановлением Кабмина образовательные учреждения официально передали местным органам управления. С этого времени в стране снова заработала система раздельного управления системой образования, от которой в свое время отказался Советский Союз.

На вопрос «Ситизена» о том, почему Узбекистан вернулся к системе с разделением, Кабинет министров не ответил.

──────────


Дальше в истории образования было два важных этапа. Так как формально в стране действовал советский образовательный закон с коммунистическими принципами, Узбекистану был нужен свой собственный. Его приняли только через полгода, 2 июля 1992 года. Новый Закон «Об образовании» был намного короче и проще советского, и в нем не было ни слова про идеологию.

Следующим ключевым моментом стал 1997 год. Во-первых, тогда приняли новую редакцию Закона «Об образовании», которая действует до сих пор. Во-вторых, приняли Национальную программу подготовки кадров, которая изменила сложившийся уклад и стала началом масштабных реформ. Самое заметное изменение, которое принесла Национальная программа, — то, что в 2004 году из школ исчезли 10-е и 11-е классы. Тогда же приняли свежие положения о двух министерствах.

──────────


Сейчас во всех постсоветских странах система образования подчиняется единому органу. В России работает Министерство образования и науки, которое поначалу приняло здания, персонал и технику Гособразования СССР. Во всех остальных странах министерства были созданы заново, но носят примерно одинаковые названия и функции — в большинстве присутствует и «наука», и «образование».

Узбекистан стал единственной постсоветской страной, в которой образование разделено между несколькими министерствами. «Ситизену» не удалось найти логичного обоснования такого разделения, в источниках того времени об этом ничего не сказано, а Кабмин не ответил на наш запрос с просьбой разъяснить ситуацию. Если у вас есть информация — напишите нам.

──────────


У такого разделения есть минусы. Например, государство устанавливает единую государственную образовательную политику, но заниматься ею должны разные ведомства.

Если с 2004 года абсолютно все школьники переходили из ведения Министерства народного образования в ведение Минвуза, то до 2004-го и с середины 2017 года в системе появляется нестыковка. Образование должно быть единым и непрерывным, а значит, у учащихся должны быть единые учебные программы. Но за разработку учебных программ для подростков одного возраста отвечают два министерства.

──────────


Объективные плюсы у разделения тоже есть. Например, министерства могут вести свою линию независимо друг от друга. Минвуз дает подчиненным больше свободы — каждый вуз может устанавливать политику, иметь собственный бюджет и свободно распоряжаться деньгами. Вузы могут использовать собственные учебные программы и не регламентированные постановлениями учебники. В школах такого нет.

──────────


Мировая практика не особо поддерживает разделение системы образования. Три года назад в рейтинге образовательных систем Pearson первые места заняли Южная Корея, Япония и Сингапур. Рейтинг составляли на основе данных по содержанию образовательных программ и общему уровню образованности. В странах-лидерах образованием и наукой в целом занимаются единые министерства, а в Японии, помимо образования, единый госорган контролирует также культуру, спорт и развитие технологий.

Из близких к нам стран разделяет управление образованием, например, Иран. Школы там подчиняются непосредственно Министерству образования, а вузы — Министерству науки, исследований и технологий.

В рейтинге систем образования от ООН из 188 стран Иран занимает 77-е место. Рейтинг высчитывают, основываясь на уровне грамотности населения и общем количестве людей, получающих образование.

В этом же рейтинге Узбекистан находится на 58-м месте.

──────────

Поделитесь с друзьями