Кейинги бекат — Маънавият

Репортаж Citizen о нынешнем состоянии ташкентского метро и его проблемах.

В середине сентября демократическая партия «Миллий Тикланиш» (Национальное возрождение) выступила с предложением корректировать названия станций ташкентского метрополитена согласно национальному менталитету. «Миллий тикланиш» считает, что нужно говорить не «станция Беруний», а «Уважаемые пассажиры, следующая станция имени Абу Райхон Беруний». Ссылка на инициативу партии, которая была опубликована на ее сайте ранее, уже удалена.

Citizen решил спуститься с фотоаппаратом в метро и насладиться красотой нашей подземки. Помимо архитектурного великолепия и чарующей магии, к сожалению, на поверхность всплыли более серьезные и насущные проблемы ташкентского метрополитена, чем несоответствие названий станций духовному наследию страны. 

На протяжении многих лет в столичном метрополитене была запрещена фото и видео съемка. Более того, для проведения съемки было необходимо получить специальное разрешение. Согласно февральскому указу президента Узбекистана «О мерах по развитию въездного туризма» с 1 июня официально разрешено осуществлять фото и видеосъемку в Ташкентском метрополитене. Знаменателен визит в нашу столицу известного российского урбаниста и автора блога "Город для людей" Аркадия Гершмана, который состоялся за несколько дней ранее выхода февральского указа президента. В интервью Газете.uz Аркадий, говоря о Ташкентском метро, отметил: "Метро очень красивое, хотя непонятно, почему под предлогом какой-то безопасности запрещают снимать такую красоту". Довольно критический отчет о поездке в Ташкент и впечатления Аркадия Гершмана о столице вы можете прочитать в его ЖЖ. 

На некоторых станциях можно увидеть пустое светящееся табло. Почему они висят в таком виде и зачем они вообще нужны - загадка
Строгие наставления о безопасности красуются с яркими рекламными баннерами
Томительное ожидание

Сильнее всего в глаза бросается плохое освещение. Каждый квадратный метр подземного узла тускл и мрачен: от подземного перехода до самого зала. Слабовидящим гражданам проблематично и не всегда безопасно пользоваться метрополитеном. Плохое освещение кроме физических неудобств не позволяет в полной мере разглядеть красоту подземки.

Тусклый свет в вагонах метро
Вестибюли столичной подземки отнюдь не приветливые и опасные. Берегите голову, входя в величественные подземные дворцы

Каждое утро и каждый вечер пользователь метрополитена начинает свой путь в подземку с очереди в кассу для покупки жетона. У нас не предусмотрена альтернативная система оплаты проезда. Многие страны стремятся заменить кассиров автоматами по продаже жетонов и льготных проездных билетов для устранения очередей.

Станция "Амир Темур Хиёбони"

Пластиковые жетоны крайне неудобны: их легко потерять, не всегда срабатывает турникет при их использовании, нередко можно услышать как их подделывают и т.д.. Неплохо было бы заменить старые турникеты, половина из которых часто не работает или недоступна, современными моделями.

Настенные канделябры на станции Пушкина. Единственная станция, носящая имя зарубежного деятеля
Многие архитектурные и дизайнерские решения считались современными на момент строительства столичного метрополитена и были передовыми для своей эпохи. Но время не стоит на месте и не щадит тех, кто довольствуется старым

Некоторые вестибюли станций не функционируют уже долгое время. Массивный замок преграждает путь на поверхность. Хорошие декорации для постапокалиптического фильма, правда же?

Космическое мерцание желательно созерцать на ногах. На многих станциях скамейки и урны в дефиците. Объясняют эти меры обеспечением безопасности пассажиров.
Тут же еще одно строгое напоминание о безопасности уже на русском языке. Будьте бдительны!

Нередко можно увидеть сцену, когда эскалаторы Ташкентского метрополитена находятся в ремонте. Аварийные? Устарели? Нет. Это забота такая.

Метрополитен и прилегающая к нему инфраструктура не приспособлена для маломобильных граждан и людей с ограниченными возможностями
Небо подземки
Камера смутила Алишера Навои
Цивилизация в последнее время проникает в метро стремительно и зачастую неразборчиво. Обилие рекламных стендов создают шум и не всегда органично вписываются в концепцию станций
Слишком мрачновато,конечно. но будьте уверены, Вам помогут обязательно
Советская монументальная мозаика не лишена восточных мотивов и аллюзий на нашу архитектурную традицию
Хлопок в каждой детали
Вывески крайне неудобные. Некоторые пассажиры плохо ориентируются в указателях метро, проходят всю станцию и расспрашивают других, чтобы найти нужное направление
Стоит отметить, что многие указатели заменяются на современные, более понятные и читабельные. Но такие точечные вкрапления современных достижений в старые станции не всегда смотрятся уместно

Синяя линия знаменитого стокгольмского метро отличается неординарным оформлением и смелыми арт-инсталляциями. Знаменитая и самая молодая линия сдавалась в эксплуатацию частями между 1975 и 1985 годами и по сути является ровесницей нашего метрополитена. Практически все станции синей ветки, кроме двух, вырублены в скале, стены и своды имеют природную произвольную форму и не отделаны, а всего лишь покрыты слоем краски. Просто, свежо и оригинально. 

Фото: Сергей Гришкевич
Фото: Сергей Гришкевич
Фото: Дмитрий Чистопрудов
Лаконичная и современная станция берлинского метро. Фото: Илья Варламов
Времена и нравы поменялись, но привычки все те же. Нельзя фотографировать или можно?
Реклама еще никому не мешала. Стало скучно, посмотрел рекламу
На многих станциях метро в Стокгольме проходят выставки и арт-инсталляции именитых международных и местных художников. На фото запечатлена выставка известного художника Йона Якобсона. Фото: Сергей Гришкевич
Изумительное наследие соцреализма
Девушка в центре устремлена в великое социалистическое будущее, а парень в нее просто влюблен
Гармония мира

Метрополитен - транспорт со своим ритмом жизни. Эти прохладные залы, эти старые уже ставшие родными синие вагоны практически единственное общественное пространство, где можно затеряться в толпе и при этом остаться с самим собой. В мегаполисах метро обособленная часть ежедневной рутины. Здесь предпочтения отдают музыке и книгам, сну, учебе и всевозможным размышлениям о вечном и насущном.

Редакция Citizen ни в коем случае не претендует на профессиональную и догматическую оценку состояния метрополитена. Данный репортаж был попыткой заговорить о более существенных и актуальных на наш взгляд (и мы надеемся на взгляд большинства наших читателей) проблемах столичной подземки. 

Репортаж был снят в 2018 году.

Фотограф: Рахим Калыбаев


Не упустите самое важное! Подпишитесь на наш телеграм-канал!

Поделитесь с друзьями