Давай прогоним самолеты

Почему ташкентский аэропорт находится почти в центре города, насколько это опасно и почему его до сих пор не перенесли.

Столичный аэропорт часто фигурирует не только в СМИ, но и в разговорах жителей города. Кого-то раздражает, что самолеты взлетают прямо над его домом, а кого-то это даже пугает. Плохая экология, шум, опасность — жители спальных районов приводят много доводов, предлагая перенести аэропорт за пределы города.

«Ситизен» разбирается, как ташкентский аэропорт оказался в 15 минутах от центра, насколько он опасен и сколько придется заплатить, чтобы перенести его в другое место. 

Почему аэропорт оказался в центре?

Первый аэродром появился в столице Узбекистана много лет назад. Его построили, чтобы быстро доставлять в регион грузы и солдат, а еще, чтобы демонстрировать соседним странам, как СССР контролирует воздушное пространство. Кроме Ташкентского аэропорта, по Узбекистану открыли еще несколько, но столичный был в политическом приоритете.

Аэропорт построили на ровной площадке за городом. Вся инфраструктура, начиная от топливохранилищ и заканчивая небольшим барачным поселком авиаторов, появилась рядом с ним намного позже. Первопроходцы узбекской авиации рассказывали, что в самом начале вокруг аэропорта были заросли бурьяна и водились тигры. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию не получается, но факт, что здесь было много диких степных животных, остается. Шакалы, кстати, до сих пор встречаются в районе аэродрома «Сергели».

Из города до аэропорта пустили транспорт, жизнь закипела. Со временем количество направлений увеличилось, а в Ташкент стали летать не только грузовые и военные самолеты, но и пассажирские. Мелкомоторная авиация уже не справлялась с потоком людей, поэтому на смену ей к 70-м годам пришли более экологичные (не очень) и вместительные ИЛ-86.

Для того чтобы Ташкент мог принимать эти по-настоящему большие самолеты, пришлось построить новый аэропорт. Точнее — масштабно модернизировать старый, увеличив длину полос и построив вместительный аэровокзал.

Что с ним не так?

Город разросся. И если раньше рядом с аэропортом было поле, а ближайшие районы начинались в нескольких километрах, то сегодня вокруг него выросли многоэтажные массивы со множеством детских садов, больниц, школ и жилых домов. Самолеты летают по тем же маршрутам, что и раньше, только теперь под ними постоянно есть люди.

Ташкентский аэропорт, 1956 год. Фото: Jacques Dupâquier
Он же, только раньше.
Люди слушают речь про авиацию.

Некоторых это тревожит: люди говорят, что они и их дети постоянно дышат выхлопными газами. И если раньше ситуация просто беспокоила людей, то в 2004 году, когда некрупный ЯК-40, летевший из Термеза в Ташкент, разбился за пределами аэродрома, она стала пугать. И это логично, ведь самолет действительно упал всего в сотне метров от ближайших домов.

Услугами аэропорта пользуются не только местное население и туристы. Существует сервис почтовых перевозок CARGO: их склады расположены в зоне аэропорта, а подходящая к ним железная дорога пересекает несколько жилых массивов. Хранилище нефтепродуктов тоже находится около густонаселенного массива Бошлик, вызывая тревогу жильцов. А еще рядом с аэропортом часто возникают пробки.

Многие жители уверены, что если перенести аэропорт за пределы города, это разом решит все проблемы.

Это нормально?

На первый взгляд, дома около аэродромов находятся в зоне повышенного риска. Ведь если самолет упадет на жилой дом, жертв будет много. На деле же с каждым годом авиакатастроф становится все меньше, а безопасность полетов растет. Возможность того, что самолет упадет на конкретный дом вблизи аэропорта, точно такая же, как если он упадет на любой другой объект по маршруту. Это как вероятность попасть под машину: она появляется сразу, как только человек выходит на улицу. По статистике, самолеты считаются самым безопасным видом транспорта.

Один из крупнейших аэропортов мира, лондонский «Хитроу», расположен в черте города. И хотя интенсивность полетов «Хитроу» в сотни раз выше, чем в аэропорту Ташкента, власти пока не собираются его переносить. Аэропорт «Линате» в Милане, аэропорты «Кеннеди» и «Ла-Гвардия» в Нью-Йорке — все они находятся в городе.

В отличие от Ташкента, власти этих городов все-таки пытаются решить вопросы с выхлопными газами, шумом и пробками. В «Хитроу», например, прямо к зданию аэровокзала подвели метро. В аэропортах есть многоуровневые парковки и множество дорожных развязок — все это помогает избежать пробок. В ночное время есть «период тишины», когда полеты прекращаются полностью.

Когда-то новое здание аэропорта.

В аэропортах «Кеннеди» и «Ла-Гвардия» соблюдают определенный режим полетов, когда в зависимости от времени суток меняется направление вылета и посадки. Это улучшает условия жизни в окрестных районах. Вокруг аэропортов сажают много деревьев и создают парки.

Как перенести аэропорт на другое место?

Это будет сложно. Нужно строить взлетно-посадочные полосы, стоянки для самолетов, здания, залы ожидания, прокладывать коммуникации, обустраивать автостоянки и создавать новые маршруты общественного транспорта. Но еще есть обстоятельства, которые не так очевидны на первый взгляд.

Чтобы самолет без проблем взлетел и приземлился, нужны определенные условия ветра, достаточная длина взлетно-посадочной полосы, разработка маршрутов захода на посадку, вылета, зон ожидания, организация устойчивой работы радиосвязи, хороший обзор локаторов. Ташкентский аэропорт — международный, а значит, все эти условия необходимо согласовать со всеми участниками системы авиаперевозок над территорией Узбекистана. Самолеты не летают «по линейке»: есть маршруты, которые разрабатывались исходя из местных условий рельефа, и эти маршруты зафиксированы в ИКАО — альянсе из 191 государства.

Сколько стоит новый аэропорт?

На северо-востоке Польши построили международный аэропорт «Ольштын-Мазуры». Он обошелся в 204 миллиона злотых, или 50 миллионов долларов. На скандально известный аэропорт имени Вилли Брандта в Берлине государство потратило более 6 млрд долларов. Он, кстати, до сих пор не готов. Новый лондонский аэропорт будет стоить 75 млрд долларов, а саратовский — 278 миллионов.

Так люди видели новый терминал ташкентского аэропорта.

Государственный бюджет Узбекистана на 2018 год — 62 229 млрд сумов, или 7,6 млрд долларов США. Конечно, никто не претендует на такой сумасшедший проект, как в Лондоне, потенциальный новый ташкентский аэропорт все-таки будет международным, а значит, и требования к нему будут повышенными. У государства уже были планы на новый пассажирский терминал «Ташкент-4». Его собирались построить до конца 2019 года, оценивая стоимость проекта в 336 млн долларов. Стоит добавить, что любые проектные суммы условны. Никогда нельзя предусмотреть все риски, и поэтому финальная стоимость нового аэропорта может быть выше в несколько раз.

Что будет дальше?

В восточной части Ташкента есть еще один аэродром, который может принимать крупные самолеты. Это бывшая летно-испытательная станция завода ТАПОиЧ, или «Ташкент-Восточный». Но там ситуация еще сложнее: направление вылета самолетов расположено по оси к городу, а противоположного направления просто нет. Кроме того, аэродром не рассчитан на гражданские авиаперевозки, там нет здания аэровокзала, терминалов, стоянок и объектов по обслуживанию. Чтобы превратить его в новый гражданский аэропорт, придется потратить примерно столько же денег, сколько и на строительство нового.

Но действующий аэропорт пока полностью справляется с нагрузкой. И вполне вероятно, что с ростом интенсивности рейсов — как грузовых, так и пассажирских — аэропорт начнет приносить существенную прибыль авиакомпании и государству в целом. Тогда и можно будет снова начать обсуждать вопрос о строительстве чего-то нового.