Снова в 10-й класс: Что происходит со школьной реформой

Какие плюсы и минусы есть в двух дополнительных школьных классах и почему они формально незаконны.

Осенью 2014 года журналисты Uz24 взяли небольшое интервью у чиновника Министерства народного образования Файзуллы Ахмедова. В самом первом вопросе его попросили прокомментировать слухи, по которым власти Узбекистана якобы планировали снова открыть в школах 10-е и 11-е классы. «Этого не произойдет», сказал тогда Ахмедов, ссылаясь на Закон «Об образовании» и Национальную программу по подготовке кадров, в которых для школьного образования выделено всего девять лет.

Но их все-таки открыли, и в прошлом году узбекские школы впервые за 11 лет набрали полные 10-е классы. «Ситизен» разбирается в ситуации, ищет плюсы и возможные проблемы от этой реформы.

Что произошло

16 июня 2017 года Шавкат Мирзиёев побывал в ташкентской школе №78 и предложил провести эксперимент: вернуть в этой школе 10-е и 11-е классы и, по сути, соединить их программу с программой колледжей. На выходе подростки должны были получать практические знания, профессиональный диплом и аттестат о среднем образовании.

На следующий день, вечером, про 11-е классы вышло две новости. Первая — как премьер-министр Арипов рассказал, что в каждом районе Ташкента сразу по четыре школы введут «экспериментальные» 10-е и 11-е классы. Вторая — что родители учеников каждой ташкентской школы сами будут голосовать «за» или «против».

Опрос провели буквально на следующий день, 18 июня. Он показал, что большинство родителей Ташкента хотело бы видеть своих детей в 10-х и 11-х классах. Дальше, 19 июня, Министерство народного образования вдруг сообщило, что такие опросы пройдут во всех школах страны.

Но до того, чтобы ввести 10-е классы во всех школах, дело не дошло. Министр народного образования Улугбек Иноятов сообщил: экспериментальные классы появятся только в специализированных школах — в тех, где есть уклон на гуманитарные и точные науки.

Теоретические проблемы

Для начала отметим, что 10-е и 11-е классы все-таки формально вне закона. В 1997 и 1998 годах появилось два документа, которые полностью описывают современную систему образования Узбекистана. Это Национальная программа по подготовке кадров и Закон «Об образовании». В них установлены принципы, по которым образование в стране остается непрерывным, последовательным и преемственным, то есть одни ступени системы образования передают своих учащихся другим и занимаются только своими задачами.

В документах подробно описаны и сами ступени. Это дошкольное образование, начальное образование, среднее, среднее специальное и высшее. Среднее образование — это школьные классы с 5-го по 9-й, а среднее специальное — это трехлетнее образование в колледже или лицее соответственно. Из этого следует, что 10-е и 11-е классы формально не входят в государственную систему, и то, что они есть в некоторых школах, пока не соответствует Закону «Об образовании».

Не так давно, в сентябре, Шавкат Мирзиёев предложил немного реформировать систему образования и создать еще одно министерство. Точнее — отделить часть Министерства народного образования, которое занималось детскими садами и школами, и создать отдельное Министерство дошкольного образования. В соответствующем постановлении есть отдельный пункт: «Министерству народного образования и Министерству юстиции в двухмесячный срок внести предложения по изменению действующего законодательства и привести его в соответствие с настоящим постановлением». Это значит, что у двух указанных министерств было время, чтобы предложить и внести поправки в тот же Закон «Об образовании».

А с 10-ми классами, которые уже существуют во многих школах страны, такого не произошло. В базе законодательства нет ни одного документа, который бы обязывал кого-то менять законы. В самом Министерстве народного образования на вопрос «Ситизена» о том, на основе каких актов работают 10-е классы, не ответили. 

Практические проблемы

Учебники и программы для 10-х классов появлялись буквально на ходу. Все школы должны работать по единым учебникам и по единым программам, которые готовит Министерство народного образования. В последний раз программы и учебники для 10-11-х классов были в школах более 10 лет назад. За это время они устарели, а на место школьных учебников пришли учебники для колледжей и лицеев. Чтобы учеба в свежих 10-х классах шла нормально, нужно было разработать новые учебники и учебные планы. Причем на всех языках, на которых учатся дети в стране.

Пока министерство разрабатывало программы и учебники, наступил сентябрь, а учителям нужно было начинать работать. По некоторым предметам появились масштабные телеграм-чаты на несколько тысяч человек, в которых сами преподаватели находили учебные планы и переводили их на разные языки. Новые учебники по всем предметам появились только к концу сентября.

Также с нововведениями немного сбилась система, по которой подростки переходят со ступени среднего образования на высшее. До появления 10-х и 11-х классов все было довольно логично: подростки переходили из 9-го класса либо в колледж, либо в лицей, учились там три года и пробовали поступить в вуз. Если ввести в систему продолженное школьное образование, то получится, что подростки, оставшиеся в школах, будут поступать в вузы на год раньше, чем, например, их бывшие одноклассники, ушедшие из школ. Отчасти эту проблему решили, сократив срок обучения в лицеях до двух лет. Но остаются еще две проблемы.

Во-первых, те, кто поступает в вузы из колледжей, все равно будут делать это на год позже сверстников. Во-вторых, двухлетнее образование в лицеях пока так же противоречит законодательству об образовании, как и сами 10-е классы. 


UPD: 25 января вышел указ президента, который определил обязательное 11-летнее образование вместо 12-летнего. Теперь у школьников есть возможность либо учиться в 10-11 классах, либо поступать в двухгодичные лицеи. В колледжи можно будет идти только после 11 класса, чтобы учиться конкретным специальностям.

Возможные проблемы

Пока не ясно, как в 2018 году пройдут экзамены в вузы. Вообще, вступительные тесты составляют по учебникам — как школ, так и колледжей с лицеями. Получается, что вплоть до 10-го класса учебники едины, а вот после их уже несколько, причем учебники для колледжей и лицеев немного больше школьных. Пока никто не уточнил, по каким учебникам абитуриентам стоит готовиться.

Также, возможно, школы окажутся переполненными. После того, как из них убрали 10-е и 11-е классы, в них освободилось достаточно много места. Теперь, когда некоторые школьники не будут уходить после 10-го класса, школы, которые открывали больше первых классов, не смогут обеспечить детей учителями и местами. Пока не ясно, что будут делать школы — нет статистики. Но, скорее всего, у них будет два варианта — либо сокращать количество классов, либо еще больше использовать вторую смену.

Что хорошего в 10 классах

Некоторые СМИ связывали предложение Мирзиёева про 10-е классы с историей Жасурбека Ибрагимова. В мае 2017 года Жасурбек, ученик ташкентского медицинского колледжа имени Боровского, скончался после драки в колледже.

Выступая в школе №78, Мирзиёев сказал, что система колледжей и лицеев, грубо говоря, вредна для молодежи. По его словам, возраст, в который подростки уходят из школы, — сложный, и подобная смена обстановки может негативно сказываться на их психическом состоянии. Возможно, вызывая последствия вроде тех, что произошли с Жасурбеком.

Что касается общественного мнения, то здесь есть несколько вариантов. Например, опросы родителей показали, что большинство из них поддерживает введение 10-х и 11-х классов. Комментарии под новостями об этих классах, если их можно считать объективным источником информации, — тоже по большей части положительные. Однако центры вроде «Ижтимоий фикр», изучающие общественное мнение, пока не проводили таких исследований или просто не выкладывали в открытый доступ их результаты.

Эксперимент начался недавно. И пока нет никаких данных, которые бы высказывались «за» или «против» такой реформы.

Поделитесь с друзьями